ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
2.1. Эффективная оздоровительно-воспитательная модель по воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье
2.2. Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект.
Разработка, апробация и внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых оздоровительно-воспитательных технологий, учебно- методических комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания физически развитых и здоровых детей.
Направления работы строятся в соответствии с принципами оздоровительно-воспитательной работы в детском саду и семье.
1. Принципы организации двигательной активности детей.
2.Принципы реализации системы эффективного закаливания.
3. Принципы применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов
4.Принципы обеспечения полноценного питания детей в дошкольных учреждениях и семье
5.Принципы создания условий для реализации оздоровительных режимов ДОО и семье
6. Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания.
2.3. Цель (цели) проекта.
Создание условий в ДОУ и реализации оздоровительно-воспитательной модели по воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье
2.4. Задача (задачи) проекта.
1. Изучить состояние проблемы воспитания физически развитых детей, имеющийся эффективный опыт ее решения в контексте повышения качества образовательной деятельности в ДОУ
2. Разработать оздоровительно- воспитательную модель по воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье.
3. Подготовить методические рекомендации педагогам по физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
4. Провести апробацию оздоровительно- воспитательной модели в ДОУ
5. Создать единую систему физического воспитания и образования включая сетевое взаимодействие со спортивными школами и родителями (законными представителями)
6.Создание развивающей среды в ДОУ , способствующей формированию условий для полноценного физического развития и здоровья участников образовательного процесса.
7. Обеспечить педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
8. Разработать пакет методических материалов по физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ и семье и систематизировать накопленный материал для распространения в практику работы дошкольных организаций.
2.5. Предмет предлагаемого проекта.
Использование эффективных образовательных технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОО и семьи
2.6. Обоснование значимости проекта для развития системы образования:
Реализация данного проекта повысит профессиональную компетенцию воспитателей, осведомленность родителей о важности физического воспитания и приобщения детей к ЗОЖ. Физические нагрузки позволят развить у наших воспитанников выносливость, смелость, физические
качества, выявить психологическую предрасположенность воспитанников к различным видам спорта, оказать поддержку детям, отстающим в физическом развитии от сверстников. Все вышеперечисленное должно повлиять на повышение качества образовательного процесса, снижение заболеваемости дошкольников.
2.6.1. Проблематика проекта (в частности, противоречие, на преодоление которого направлен проект);
Проблематика проекта связана с совершенствованием и качественно новым подходом для организации воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду и семье. В современном обществе существует противоречие между объективной потребностью общества в здоровом подрастающем поколении, с одной стороны, и неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста, с другой Анализируя различные данные только 10-12 % детей можно назвать условно здоровыми, поэтому существует необходимость внесения изменений в основные направления работы детского сада для создания эффективной оздоровительно-воспитательной модели по воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье.
2.6.2. Инновационный потенциал проекта (какие новые нормы (институты) появятся в результате реализации проекта, какие новые отношения будут регулировать новые нормы);
В современном обществе физическому развитию детей уделяется недостаточное внимание. Поэтому внедрение оздоровительно-воспитательной модели по воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье даст больше возможностей для управления здоровьем детей, приобщению к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении через комплекс рационально организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий с включением специальных оздоровительных технологий и методик.
Внедрение оздоровительно-воспитательной модели по воспитанию физически развитых детей позволит вырастить здоровое поколение , будущих спортсменов. Для дошкольников хорошее физическое развитие в дальнейшем будет способствовать самореализации не только в спорте, но и в дальнейшей учебе в школе.
2.6.3. Практическая значимость проекта (результаты проекта, имеющие практическую значимость);
- Информация о корреляции проекта с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474
1) Практическая значимость для администрации ДОУ:
Реализация в полном объеме требований ФГОС ДО к комплексному формированию и оцениванию планируемым результатам воспитанников
2) Практическая значимость для педагогов:
Создание единого методического пространства для реализации образовательной деятельности
3) Практическая значимость для воспитанников и родителей:
Повышение качества образовательной деятельности в ДОУ за счет индивидуального подхода к физическому развитию воспитанников, совершенствование методов воспитания
4) Социальная практическая значимость :
Рост удовлетворенности общественности качеством работы ДОУ
Результаты данного инновационного образовательного проекта могут быть использованы в любом дошкольном учреждении
2. Обоснование инновационности проекта.
Оздоровительно-воспитательная модель способствует воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье
Результаты данного инновационного проекта могут быть использованы в любом детском саду.
Целевая аудитория проекта: воспитанники детского сада, педагоги, родители и партнеры детского сада, администрация детского сада.
2.6.4. Реализуемость проекта (реальность достижения целей и результатов проекта и пр.);
Предложенная модель позволяет решать проблемы по воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье с помощью детского сада , семьи и сетевых партнеров. Реализуемость проекта определяется месторасположением детского сада, материально -технической базой и кадровым обеспечением, а также реализации сетевого взаимодействия со спортивными школами.
2.6.5. Корреляция проекта с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474;
Проект коррелируется с национальными целями и стратегическими задачами , предусмотренными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и от 21 июля 2020 г. № 47, где в пункте 5 написано о формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
2.6.6. Иная информация, характеризующая значимость проекта.
2.7. Исходные теоретические положения, на которых строится проект.
Теоретические основания проекта составляют:
— методические разработки ученых-дидактов и разработчиков методики физического воспитания: Ю.К. Бабанского, Т.И. Осокиной, А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаевой, Е.Н. Вавиловой, В.. Шишкиной, Н.К. Смирновой;
— Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»
— Парциальная программа раннего физического развития детей 2-7 лет, под редакцией Р.Н. Терехиной, Е.Н. Медведевой.
— «Здоровый дошкольник» социально-оздоровительная технология Ю.Ф. Змановского, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егорова, «Маленький дом большого здоровья» А.П. Щербак
Анализ содержания литературы по теме проекта позволяет сделать выводы о том, что проблема оздоровления и физического развития дошкольников и сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.
2.8. Программа – календарный план реализации проекта
№ п/п | Дата начала | Дата окончания | Перечень действий | Содержание и методы деятельности | Необходимые условия для реализации действий | Прогнозируемые результаты реализации действий |
1 этап — Подготовительный2023 | ||||||
1. | май | июль | Разработка, утверждение положения о творческой группе инновационного проекта | Список рабочей группы | Создание положения о творческой группе проекта | |
2. | июнь | август | Создание пакета нормативно-правовой документации по реализации проекта | Анализ правовых и нормативных документов, связанных с организацией проектной деятельности | Юридическое сопровождение подготовки нормативно-правовых документов | Дорожная карта реализации проекта и локальная нормативная документация по проекту |
3 | июль | август | Разработка и написание инновационного проекта | Изучение и анализ методической литературы по теме проекта Анализ ресурсов для реализации проекта Определение основных направлений деятельности по реализации проекта. | Заключение договоров с сетевыми партнерами | План решения выявленных проблем Модель взаимодействия участников проекта |
2 этап – Практический 2023-2025 | ||||||
1. | Разработка оздоровительно- воспитательной модели по воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье | Анализ физкультурно -оздоровительных технологий , практик и традиций | РППС, кадровый потенциал | Апробация оздоровительно-воспитательной модели в ДОУ | ||
2. | Подготовкаметодических рекомендаций педагогам по физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. | Анализ, отбор, Разработка рекомендаций | Методические рекомендации для педагога | |||
3. | Создание страницы на сайте детского сада с материалами инновационного проекта | Отбор материалов | IT специалист | Страница на сайте доу | ||
3 этап – Обобщающий 2025-2026 | ||||||
1. | Презентация оздоровительно-воспитательная модель по воспитанию физически развитых детей в ДОУ и семье | Отбор материалов | Икт, кадры | Презентация и/или видеоролик | ||
2. | Издание методических рекомендаций и материалов по теме проекта | Анализ материалов для публикации | Издательство | публикация | ||
3. | Диссеминация опыта на уровне муниципалитета | Сетевые партнеры | Использование опыта детского сада в работе других садов |
*На первом этапе реализации проекта предполагается подготовка к ее практической реализации, проработка необходимых правовых основ для разработки и внедрения программы, подготовительная работа с организациями, в которых предполагается апробация и внедрение продукта программы
2.9. Кадровое обеспечение реализации проекта*
№ п/п | ФИО специалиста | Место работы, должность, ученая степень, ученое звание специалиста (при наличии) | Опыт работы специалиста в международных, федеральных и региональных проектах в сфере образования и науки за последние 3 года | Функции специалиста в рамках реализации проекта |
Бажан Алла Валериевна | МБДОУ детский сад №45, заведующий | — | Руководитель проекта | |
Солодовник Анна Николаевна | МБДОУ детский сад №45, старший воспитатель | Координатор | ||
Михайловская Наталия Николаевна | МБДОУ детский сад №45, старший воспитатель | Координатор | ||
Чеснокова Анна Андреевна | МБДОУ детский сад №45,инструктор по физической культуре | Член рабочей группы | ||
Баратынская А.Н. | МБДОУ детский сад №45, воспитатель | Член рабочей группы | ||
Жаркова Е.В. | МБДОУ детский сад №45, воспитатель | Член рабочей группы |
*Включая сведения о привлекаемых научных консультантах, привлекаемых для планирования деятельности в рамках проекта – на основании п.21 Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 марта 2019 года N 21н).
2.10. Нормативное правовое обеспечение при реализации проекта*
№ п/п | Наименование нормативного правового акта | Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации проекта организации-соискателя |
Приказ ГБОУ ИРО Краснодар ского края «Об утверждении ло кальных нормативных актов, ре гулирующих научно-методиче ское сопровождение региональ ной системы образования и ме тодической системы ГБОУ ИРО Краснодарского края» № 394 от 01.09.2022 | Документ содержит перечень утвержденных поло жений, регулирующих научно-методического со провождения региональной системы образования и методической системы государственного бюджет ного образовательного учреждения дополнитель ного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края https://iro23.ru/sites/default/files/2020/prikaz_ob_ut verzhdenii_polozheniy_cnmiid.pdf | |
Конституция, Кодексы РФ, Федеральные законы Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве и др. Конституция Российской ФедерацииФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введен с 16.03.2010 г)Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151) (вступило в силу с 02.12.2011г.)Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302);Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы»Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». | ||
Организационно-распорядительные документы Министерств. Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями от августа 2015г.);Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000 г. №1418;Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной МО РФ 17.06.2003Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 14 марта 2000 г. № 65/23-16;Инструктивно-методическое письмо МоРФ от 14 марта 2000 г № 65/23-16. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».Министерство образования РФ № 2715Министерство здравоохранения РФ № 227Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту № 166Российская академия образования № 19 ПРИКАЗ от 23 мая.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» |
*Указываются нормативно-правовые акты, которые позволяют реализовать проект, направленный на преодоление противоречия, указанного в разделе «Проблематика проекта»
2.11. Возможные риски при реализации проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления.
1 | Изменения нормативной базы в области образования | Корректировка локальных нормативных актов, учет изменений, уточнение планируемых результатов |
2 | Недостаточное финансирование | Привлечение соисполнителей, софинансирования со стороны заинтересованных организаций и объединений |
3 | Недостаточная квалификация участников проекта | Повышение квалификации, методическая и научная помощь |
4 | Несоблюдение сроков выполнения отдельных работ | Интенсификация деятельности на последующих этапах, привлечение соисполнителей |
5 | Недостаточная мотивация участников проекта | Стимулирование деятельности участников проекта |
6 | Консерватизм педагогического коллектива | Представление и пропаганда положительных эффектов от реализации проекта, публичная поддержка активно работающих педагогов |
2.12. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов (предполагаемые критерии результативности проекта и методики их отслеживания).
результат | Показатели (целевые индикаторы) | |
качественные | количественные | |
Характеризуется количественными и качественными показателями развития, которое отражает эффективность от реализации проекта | Качественный показатель позволяет оценить результат достижения поставленных задач (повышение, увеличение, уменьшение, обеспечение и т.д.) | Количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи. В качестве единицы измерения целевого индикатора могут быть указаны чел., %, ед. |
Готовность к внедрению | ||
Усовершенствование методической базы | ||
Доступность | ||
Уровень повышения квалификации педагогов | ||
Уровень участия родителей | ||
Уровень развития предметно-пространственной среды | ||
Уровень развития социального партнерства | ||
Повышение качества образования и воспитания |
2.13. Организации-соисполнители проекта
№ п/п | Наименование организации-соисполнителя проекта | Основные функции организации- соисполнителя проекта |
2.14. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта.
2.15. Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании или предложения по его (ее) совершенствованию.
Реализация проекта будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ об образовании: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021); 2.16. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта и по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об образовании, Краснодарского края. Национальный проект «Образование» (Паспорт национального проекта утверждён решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 год); Постановление Правительства РФ от 23 января 2021 года № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»; Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Приказ Минздрава России от 15.01.2020 № 8 «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384); Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)
2.16. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта и по внесению изменений в законодательство Российской Федерации
об образовании, Краснодарского края
1. Организовать общественное обсуждение результатов реализации инновационного проекта на форумах, мастер-классах,
вебинарах, проводимых в городе Новороссийск; на мероприятиях, организуемых субъектами Российской Федерации: конференциях, форумах, фестивалях, совещаниях, семинарах и др.; в региональных СМИ.
2.17. Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения.
2.18. Планируемая апробация и (или) внедрение результатов проекта, полученных после его (ее) реализации
№ п/п | Перечень организаций, участие которых планируется в качестве площадки для апробации и (или) внедрения результатов проекта | Место нахождения организации | Согласие организации на проведение апробации и (или) внедрения результатов проекта на ее территории |
2.19. Финансовое обеспечение реализации проекта
№ п/п | Год реализации | Источник финансирования реализации проекта и объем финансирования, тыс. рублей |
____ (этап) | Средства федерального бюджета: Средства регионального бюджета: Средства спонсоров/партнеров: Средства организации: Иные средства: Краткое описание механизмов ресурсного обеспечения проекта: | |
____ (этап) | … | |
____ (этап) | … |
2.20. Иные материалы, презентующие проект организации-соискателя (видеоролик, презентации, публикации и др.) при их наличии.